Пн - Пт 09:00-18:00
·
Пн - Пт 09:00-18:00
·
Опыт
> 18 лет
Оформлено
1000000 документов
Нам доверяют
> 500 клиентов
Констультация

Изменения в законодательстве по мобилизованным и повторное бронирование работников

Сохранение рабочего места, должности и среднего заработка мобилизованным работникам

15 июля 2022 года Президент подписал Закон от 01.07.2022 г. 2352-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины по оптимизации трудовых отношений» (далее – Закон № 2352). 18 июля этот Закон опубликован в газете «Голос Украины». Закон вступил в силу 19 июля (со дня, следующего за днем его опубликования в «Голосе Украины» 147 (7897). В частности, Законом № 2352 внесены изменения в Кодекс Законов о труде (далее – КЗоТ), которыми работодатель освобожден от обязанности сохранения среднего заработка работникам, призванным на военную службу, с оставлением для этих работников только места работы (должности). Однако таким работникам остается выплата денежного довольствия за счет средств Госбюджета.

Обращаем внимание, что с 19 июля прекращено сохранение среднего заработка по месту работы мобилизованным работникам на время призыва на военную службу, то есть начисление среднего заработка необходимо провести по 18 июля включительно.

Однако, если работодатель и дальше желает поддерживать своего мобилизованного работника и выплачивать средний заработок, он может это делать добровольно, законодательством это не запрещено. Решение о сохранении мобилизованным данных выплат работодатель должен зафиксировать в приказе.

Бойцам территориальной обороны

Законом № 2352 по сравнению с лишением мобилизованных работников среднего заработка не предусмотрены изменения в части начисления и выплаты среднего заработка бойцам/добровольцам.

Таким работникам и дальше, согласно ч. 1 ст. 119 КЗоТ, при выполнении государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

То есть работникам-добровольцам ТРО работодатель должен не только сохранять место работы, должность, но и средний заработок. Соответственно, начислять его и выплачивать после удержания всех налогов и сборов, начислить ЕСВ с обязательным отражением в объединенной отчетности.

Добровольная оплата работодателем среднего заработка мобилизованным

После отмены Законом № 2352, с 19 июля 2022 года обязанности сохранения работодателем (юридическими и физическими лицами, в т.ч. резидентами «Дія Сіті») среднего заработка работникам, призванным на военную службу, с оставлением для этих работников места работы (должности), работодатель может принять решение о добровольной выплате мобилизованным работникам.

Согласно ст. 9-1 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

Поскольку начисление является добровольным решением работодателя и изменяется основание для начисления (сохранения) (не привязанное к Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100 (далее – Порядок № 100), то для проведения добровольной выплаты необходимо внести изменения в коллективный договор (при его наличии) или положение об оплате труда с механизмом расчета этой добровольной выплаты мобилизованным работникам.

Следовательно, если работодатель и дальше желает поддерживать своего мобилизованного работника и выплачивать среднюю (или другую сумму), он может это делать добровольно, законодательством это, как видим, не запрещено. Но решение о сохранении мобилизованным данных выплат работодатель должен зафиксировать в приказе.

Поэтому, в случае принятия работодателем решения о последующем (после 19 июля 2022 г.) начислении добровольной выплаты мобилизованным работникам, можно ее выплачивать в любой сумме:

  • 100% по Порядку № 100 или какой-либо процент от начисленного среднего заработка;
  • фиксированную сумму (в размере оклада, МЗП и т.п.);
  • в зависимости от финансового положения, такое решение также следует зафиксировать в приказе и в колдоговоре или в положении об оплате труда с указанием периодичности выплаты.

Налогообложение добровольной выплаты

Добровольная выплата мобилизованным работникам облагается налогом так же, как и заработная плата, поскольку является ее частью.

Поэтому на сумму начисленной добровольной выплаты нужно начислить ЕСВ (22%) и удержать НДФЛ (18%) и ВЗ (1,5%).

В случае, если работодатель является предпринимателем на едином налоге 2, 3 группы или юридическим лицом на едином налоге 3 группы, они могут принять решение не платить ЕСВ, но при сохранении среднего заработка мобилизованному работнику. Это разрешено с 17 марта 2022 г. согласно п. 9-20 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» 08.07.2012 г. № 2464 (далее – Закон о ЕСВ).

Работодатель-резидент «Дія Сіті» на сумму добровольной выплаты мобилизованным работникам будет начислять ЕСВ (22%) только на сумму минимальной заработной платы (вместо фактически начисленной), при этом начисление ЕСВ по ставке 8,41% (на лиц с инвалидностью) законодательством не предусмотрено.

Таким образом, резиденты «Дія Сіті» при начислении выплат мобилизованным специалистам (и лицу без инвалидности, и лицу с инвалидностью, которые заключили контракт с резидентом «Дія Сіті») ЕСВ будут начислять по ставке 22% на размер минимальной заработной платы.

Кроме ЕСВ из средней зарплаты мобилизованного специалиста резидента «Дія Сіті» нужно удержать НДФЛ по ставке 5%, при соблюдении условий, предусмотренных пп. 170.14-1.3 НКУ и ВЗ по ставке 1,5%.

Добровольная выплата не прибыльной организацией среднего заработка мобилизованным

Законом № 2352 или каким-либо другим нормативным документом никак не ограничено право работодателя – не прибыльной организации принять решение о добровольном начислении и выплате среднего заработка мобилизованным работникам с соответствующим налогообложением и отражением в объединенной отчетности.

Руководствоваться такая организация может все той же ст. 9-1 КЗоТ. При этом решение о сохранении мобилизованным данных выплат нужно зафиксировать в приказе.

Однако следует помнить, что доходы (прибыли) не прибыльной организации, как известно, должны использоваться исключительно для финансирования расходов на содержание такой не прибыльной организации, реализации целей (задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (пп. 133.4.2 НКУ). То есть доходы, полученные не прибыльной организацией от какой-либо деятельности, должны использоваться исключительно на реализацию своей уставной деятельности без распределения таких доходов или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членов органов управления и других связанных с ними лиц.

Так, если выплата средней зарплаты мобилизованным работникам предусмотрена уставом не прибыльной организации, например, как другие выплаты, входящие в расходы на оплату труда, то добровольная ее выплата будет считаться расходами в пределах уставной деятельности.

Право на ежегодный отпуск мобилизованного работника

Законом №2352 также внесено изменение в ст. 9 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 года № 504/96-ВР (далее – Закон об отпусках) в связи с изменением ст. 119 КЗоТ. Согласно п. 2 ст. 9 Закона об отпусках в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск (статья 6 настоящего Закона), не будет засчитываться время, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе, путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва.

Теперь мобилизованный работник, после прекращения начисления среднего заработка работодателем, не будет иметь права на трудовой стаж, дающий право на дни отпуска. Таким образом, если демобилизованный работник вернется на работу и захочет уйти в ежегодный основной отпуск, то расчетным периодом будет 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска. Если отработано меньше года, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактическое время работы, то есть с первого числа месяца после оформления на работу до первого числа месяца, в котором предоставляется отпуск (абз. 1 и абз. 2 п. 2 раздела II Порядка № 100). Однако время, за которое не был начислен средний заработок, нужно будет исключить из расчетного периода (абз. 6 п. 2 раздела II Порядка № 100).

Право на оплату больничного мобилизованному работнику

Период, за который мобилизованным работникам не начислялся средний заработок, не учитывается в страховой стаж для оплаты больничных, так как за этот период не уплачивается ЕСВ (ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 № 1105-XIV ). Сами же дни, вошедшие в период, за который не начислялся средний заработок мобилизованному, при расчете больничных, остаются в расчете средней зарплаты, поскольку такой период не указан в п. 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного довольствия) для расчета выплат за общеобязательным государственным социальным страхованием, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 (далее – Порядок № 1266) среди неотработанных уважительных причин.

Расчет самих больничных производится по Порядку № 1266. То есть, если демобилизованный работник вернется на работу и заболеет, то из соответствующего расчетного периода, определенного по Порядку № 1266, нужно будет исключить время, за которое средний заработок не уплачивался, а вот сами дни оставить в расчете.

Повторное бронирование военнообязанных в условиях правового режима военного положения

Статьями 12 и 25 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 г. № 3543-XII (далее – Закон о мобилизации) предусмотрено такое понятие, как бронирование военнообязанных работников в условиях военного положения. Постановлением № 194 определен порядок бронирования военнообязанных за органами государственной власти, другими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями, удовлетворяющими потребности ВСУ, других военных формирований и населения в условиях правового режима военного положения.

То есть работники определенных органов, предприятий, организаций, учреждений могут продолжать исполнять свои должностные обязанности в случае включения в списки, составляемые и утверждаемые в предусмотренном Постановлением о некоторых вопросах бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения от 03.03.2022 г. № 194 (далее – Постановление № 194) порядке, получая отсрочку от призыва на военную службу во время мобилизации и на военное время сроком до 6 месяцев (абз. 2 п. 3 Постановления № 194).

Минэкономики своим письмом от 29.07.2022г. №2714-20/53722-01 по организации бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения предлагает руководителям предприятий:

  1. Организовать подготовку предложений по бронированию военнообязанных, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации и на военное время в отношении военнообязанных, срок действия отсрочки от призыва которых истекает и требует повторного оформления.
  2. Не ранее, чем за десять рабочих дней до истечения срока действия отсрочки от призыва, предоставить в Минэкономики согласованные с Минобороны предложения.

Что учесть в предложениях и куда их подать

При подготовке предложений (по форме, определенной приложением к Постановлению № 194) необходимо учесть целесообразность бронирования военнообязанных работников, с учетом фактического их привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) в интересах Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, населения, и представить их в соответствующий орган государственной власти.

К предложениям следует добавить надлежащее обоснование, что работа/услуги работника, которого нужно забронировать, связана с выполнением жизненно важных функций и/или услуг, сбои, прерывания и нарушения в предоставлении которых могут привести к быстрым негативным последствиям для национальной безопасности).

Предложения подаются предприятием:

  • в орган государственной власти, другой государственный орган по соответствующей сфере управления отраслью национальной экономики, или в случае, если предприятие, учреждение, организация выполняет задачи в интересах такого органа (например, заключенный договор (контракт);
  • или в областную военную администрацию по территориальному принципу в других случаях.

Что не нужно включать в предложения

В предложения нельзя включать военнообязанных работников, которые:

  • не состоят в трудовых отношениях с предприятием;
  • не состоят на военном учете военнообязанных (призывники; лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе; лица, по состоянию здоровья признанные непригодными к военной службе с исключением из военного учета и т.п.);
  • имеют дефицитную для Вооруженных Сил Украины военно-учетную специальность;
  • не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации на основании ст. 23 Закона о мобилизации.

Отказ и согласование предложений

Органы, которые принимают предложения, проводят их анализ и в случае несоответствия установленным требованиям, отсутствия надлежащего обоснования по выполнению предприятием задач и соответствующего подтверждения, отклоняют предложения, о чем письменно информируют предприятие.

При отсутствии замечаний соответствующие органы передают предложения в Минобороны для согласования. После согласования Минобороны передает предложения Минэкономики. Минэкономики не рассматривает предложения предприятий по бронированию военнообязанных в случае:

  • отсутствия согласования предложений с Минобороны;
  • несоответствия представленных предложений форме, определенной приложением к Постановлению №194;
  • отсутствия данных в соответствующих графах предложений.

Похожие сообщения