Согласно пп. 39-2.1.1 НКУ контролируемой иностранной компанией признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, которое признается находящимся под контролем физического лица – резидента Украины или юридического лица – резидента Украины в соответствии с правилами, определенными настоящим Кодексом.
Юридическим лицом может признаваться корпоративное образование (объединение) или организация, наделенная правом владеть активами, иметь права и обязанности и осуществлять деятельность от собственного имени и независимо от учредителей, участников или формы собственности. Наличие у контролируемой иностранной компании статуса юридического лица признается в соответствии с законодательством его регистрации.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, к контролируемой иностранной компании может приравниваться иностранное образование без статуса юридического лица, созданное на основании сделки или зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без создания юридического лица, которое в соответствии с законодательством и/или документами, регулирующими его деятельность (личного закона), имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение дохода (прибыли) в интересах своих участников, партнеров, учредителей, доверителей или других выгодополучателей.
Отчет о КИК
Нормы ст. 39-2 и других статей НКУ, касающихся контролируемых иностранных компаний (далее – КИК), вступили в силу еще год назад – с 1 января 2022 года.
Однако, в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» от 16 января 2020 № 466 (с 2022 год является первым отчетным периодом для Отчетов о контролируемых иностранных компаниях.
С 2022 года, введена концепция налогообложения прибыли КИК на уровне контролирующего лица – физического или юридического лица, являющегося контролирующим лицом такой компании.
Напомним, что 21.10.2022 г. вступил в силу приказ Минфина «Об утверждении формы Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенной формы Отчета о контролируемых иностранных компаниях, Порядка заполнения Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенной формы Отчета о контролируемых иностранных компаниях и представления в контролирующий орган и Изменений в форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий» от 25.08.2022 г. № 254 (далее – Приказ №254).
Отчет о КИК состоит из четырех разделов, а именно:
- раздел I«Общие положения», в котором указываются лица, на которых распространяется действие Порядка заполнения Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенной формы Отчета о контролируемых иностранных компаниях и представления в контролирующий орган, определение понятий, сроки представления, числовые показатели, перечень нормативно-правовых актов;
- раздел ІІ«Порядок заполнения Отчета», в котором указываются вид контроля, последовательность, полнота наполнения Отчета о контролируемых иностранных компаниях, расчет скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, условия освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании и другие показатели;
- раздел III «Порядок заполнения сокращенного Отчета», в котором указываются последовательность, полнота наполнения сокращенного Отчета о контролируемых иностранных компаниях и других показателях;
- раздел ІV «Порядок представления Отчета и сокращенного Отчета», в котором предоставляется информация о декларациях, с которыми подается Отчет о контролируемых иностранных компаниях или сокращенный Отчет о контролируемых иностранных компаниях, копий финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, заверенных должным образом, предельных сроков подготовки финансовой отчетности и т.д.
Обращаем внимание, во избежание дублирования отдельных приложений в Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий, форма которой утверждена приказом Минфина от 20.10.2015 г. № 897, Приказом № 254 внесены следующие изменения:
- приложение КИК к строке 06.1 КИК изложено в новой редакции;
- исключены приложения КИК-К, КИК-ТЦ, КИК-ЦП.
Отчет о КИК, сокращенный Отчет о КИК подаются относительно каждой контролируемой иностранной компании отдельно.
Отчетный период и штрафы
Отчетным (налоговым) периодом для КИК является календарный год или другой отчетный период, заканчивающийся в течение календарного года.
При этом отчет о КИК представляется контролирующим лицом одновременно с представлением годовой декларации об имущественном положении и доходах или налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за соответствующий календарный год средствами электронной связи в электронной форме.
Впервые отчеты о КИК будут представлены за 2022 год вместе с налоговой отчетностью за 2023 год.
В целом, ответственность за неподачу налогоплательщиком Отчета о контролируемых операциях предусмотрена п. 120.3 НКУ, а за несвоевременное представление Отчета – п. 120.6 НКУ.
Однако установлено, что штрафные санкции и пеня в отчетность КИК за 2022 и 2023 годы пока не будет применяться. Это предусмотрено п. 54 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ.
Группа компаний “Параграф” предлагает профессиональные бухгалтерские услуги в Киеве. Благодаря надежному сопровождению бизнеса любого масштаба компания специализируется на ведении бухгалтерии, налоговом планировании и финансовом консультировании.
“Параграф” предоставляет также бухгалтерские услуги в Харькове обеспечивает поддержку предприятиям, помогая оптимизировать затраты и обеспечить соответствие законодательным требованиям. Благодаря многолетнему опыту и высококвалифицированным специалистам компания гарантирует точность, своевременность и безупречную поддержку в сфере бухгалтерского учета. “Параграф” является надежным партнером для ищущих безупречный бухгалтерский учет и стабильность в финансовых делах.
Сообщения о КИК
С 1 января 2023 г. также появилась обязанность представления сообщения о КИК. Так, п. 39-2.5.5 НКУ физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины обязано сообщать контролирующему органу о:
- каждое непосредственное или опосредованное приобретение доли в иностранном юридическом лице или начало осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к признанию такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;
- учреждение, создание или приобретение имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица;
- каждое отчуждение доли в иностранном юридическом лице или прекращение осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, что приводит к потере признания такого физического (юридического) лица контролирующим лицом в соответствии с требованиями настоящей статьи;
- ликвидацию или отчуждение имущественных прав на долю в активах, доходах или прибыли образования без статуса юридического лица.
Уведомление должно направляться в контролирующий орган в течение 60 дней со дня такого приобретения (начала осуществления фактического контроля) или отчуждения (прекращения фактического контроля). Форма и порядок передачи такого сообщения устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.
Внимание! Требования этого подпункта не применяются, то есть подавать уведомления не требуется, если контролируемая иностранная компания является публичной компанией, требования к которой установлены пп. 39-2.4.2.2 НКУ.
Военное положение – коррективы по срокам и штрафам
После полномасштабного вторжения РФ в Украину и внедрения военного положения внесли свои коррективы, в частности, по предоставлению сообщений о КИК.
Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» от 3 марта 2022 года № 2118-ІХ ( далее – Закон № 2118) было дополнено подраздел 10 раздела ХХ НКУ подпунктом 69.9, который предусматривал временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины для налогоплательщиков и контролирующих органов приостановления течения сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложено на контролирующие органы.
Данный подпункт касался и остановки сроков представления уведомлений о КИК с даты вступления в силу изменений, то есть с 7.03.2022. То есть резидентам Украины, которые не успели сообщить налоговую об изменениях контроля КИК, получили отсрочку выполнения своих обязанностей.
Однако, не закончился 2022 год – как снова перемены.
Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины о приватизации государственного и коммунального имущества, находящегося в налоговом залоге, и обеспечении администрирования погашения налогового долга» от 3 ноября 2022 г. № 2719-IX изменен перечень остановки течения сроков во время военного положения. Среди них оказалась и обязанность соблюдения сроков подачи документов (сообщений), в том числе, предусмотренных статьями 39 и ст. 39-2 НКУ и п. 46.2 НКУ. Данный Закон вступил в силу 25 ноября 2022 года, а это означает, что остановка сроков течения Законом № 2118 (с 7.03.2022) вновь начала отсчет с 25.11.2022.
Таким образом, резиденты Украины, которые в период остановки течения сроков (с 07.03.2022 до 24.11.2022) учредили, приобрели или получили контроль над иностранной компанией должны подать уведомление о КИК не позже 23.01.2023, поскольку законодательством на это отведено 60 дней. Те резиденты, которые не знали или забыли подать уведомление к указанной дате, будут иметь штрафные санкции за нарушение.
Непредставление указанного сообщения в установленные сроки влечет наложение штрафа в размере 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый такой факт (п. 120.7 НКУ).
По состоянию на 01.01.2023 такой прожиточный минимум для трудоспособного лица составляет – 2 684,00 грн.
Таким образом, за неподачу сообщения в 2023 году штраф будет составлять – 805 200,00 грн.(300 х 2 684,00 грн.).