Приостановление трудового договора
Согласно ст. 13 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 г. № 2136-IX (далее – Закон № 2136) приостановление действия трудового договора – это временное увольнение работодателя от обязанности обеспечивать работника работой и временное увольнение от обязанности выполнять работу по заключенному трудовому договору.
Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений. В Приложении 1 объединенной отчетности приостановка действия трудового договора на целый месяц отражается следующим образом:
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности отражать работника, с которым целый месяц было приостановлено действие трудового договора, не требуется, поскольку отсутствуют начисления дохода и удержание налогов и сборов. Это следует из пп. «б» п. 176.2 НКУ, где указано, что налоговые агенты обязаны подавать в сроки, установленные НКУ для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного налога, а также сумм начисленного единого взноса (с разбивкой по месяцам отчетного квартала), в контролирующий орган по основному месту учета.
Такой расчет подается только в случае начисления сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода.
В Приложении 5 объединенной отчетности информация о приостановлении действия трудового договора не отражается, поскольку трудовые отношения между работодателем и работником в настоящее время не прекращаются.
В титульной части отчетности в строке 061 следует поставить отметку о представлении Приложения 1 с количеством листов. Понятно, что отметки суммы начисленного дохода и сумм ЕСВ будут отсутствовать.
Простой с приостановкой действия трудового договора в одном месяце
Простой – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами (ст. 34 КЗоТ).
Согласно требованиям ст. 113 КЗоТ, время простоя не по вине работника, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Оплата простоя (случившаяся не по вине работника) входит в фонд дополнительной заработной платы (пп. 2.2.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5), поэтому уплата ЕСВ за наемных работников в минимальном размере за этот период является обязательной (ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» 08.07.2012 г. № 2464 (далее – Закон о ЕСВ).
Следовательно, в случае, если в одном месяце произошла приостановка действия трудового договора и простой, то Приложение 1 объединенной отчетности нужно заполнить так:
В случае, если сумма начисленного простоя окажется меньше минимальной заработной платы, то нужно провести доначисление ЕСВ. При этом сумма ЕСВ начисляется на разницу между фактически начисленным доходом и минимальной заработной платой и отражается в Приложении 1 объединенной отчетности отдельной строкой с кодом «13» в графе 09, а именно:
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности по работникам будет отражена сумма начисленного простоя и удержанных из нее НДФЛ и военного сбора.
В Приложении 5 объединенной отчетности информация не будет отображаться.
Приостановление действия трудового договора в части отработанного месяца
Допустим, если часть месяца работник работал, а на часть пришлось приостановить действие трудового договора, то Приложение 1 объединенной отчетности будет заполняться следующим образом:
При этом, если доход за месяц меньше минимальной заработной платы, нужно осуществить доплату к минимальному размеру ЕСВ и отразить его отдельной строкой с кодом 13 в графе 09 Приложения 1 объединенной отчетности, отметив в графе 18 сумму разницы между минимальной заработной платой и фактически начисленным доходом работнику и начислить на эту сумму (на разницу) ЕСВ, которую следует отразить в графе 20 данного Приложения.
Поскольку, до приостановления действия трудового договора работникам, по основному месту работы, была начислена зарплата, то у работодателя возникает обязанность по начислению ЕСВ в размере не меньше минимального (абз. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ). В случае, если работник является совместителем на данном предприятии, то соответственно не нужно производить доначисление ЕСВ.
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности по работникам будет отражена сумма фактически начисленной зарплаты и удержанных с нее НДФЛ и военного сбора.
В Приложении 5 объединенной отчетности информация не будет отображаться.
Сотрудники: мобилизованные и добровольцы ТрО
До 19 июля 2022 г. на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности осуществлялись в рабочее время, работникам гарантировалось, кроме сохранения места работы (должности), еще и сохранение среднего заработка (ст. 119 КЗоТ).
Работники, призванные на военную службу во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, и на сегодняшний день, освобождаются от исполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, что оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя, однако за ними с 19.07.2022 не сохраняется средний заработок
Начисленный средний заработок мобилизованным в Приложении 1 объединенной отчетности отражался с указанием в графе 08 «КЗО» – «47» (или по коду «66», если мобилизованный – лицо с инвалидностью).
Согласно ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ, если база начисления ЕСВ не превышает размера минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумму ЕСВ рассчитывают как произведение размера минимальной зарплаты и ставки ЕСВ в размере 22%.
Если возникла необходимость в доначислении ЕСВ к минимальному страховому взносу, то сумма ЕСВ-разницы отражается отдельной строкой по КТН «13» в графе 09 и кодом КЗО «47» в графе 08. Когда размер среднего заработка, начисленного мобилизованному работнику, был равен или превышал размер минимальной зарплаты, то ЕСВ начисляли на фактически начисленную сумму.
В случае, если работник (до мобилизации) работал на 0,5 ставки по основному месту работы, то при начислении среднего заработка, если он меньше минимальной зарплаты, работодатель должен рассчитать сумму ЕСВ как произведение минимальной зарплаты и ставки ЕСВ (с 1 января 2022 года) 1430 грн (6500 грн х 22%) независимо от того, что работник работал неполный рабочий день, поскольку место работы для него основное.
При начислении заработной платы (доходов) работнику не по основному месту работы (совместителю), ставка ЕСВ применялась к определенной базе начисления независимо от ее размера, то есть к фактически начисленной сумме.
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности по мобилизованным работникам отражалась сумма фактически начисленного среднего заработка и удержанных с него НДФЛ и военного сбора.
В Приложении 5 объединенной отчетности информацию о начале и окончании военной службы не указывают, так как работники только увольняются и трудовой договор с ними не прекращается.
Внимание! Сохранение среднего заработка оставили (не отменили с 19.07.2022 г.) добровольцам ТрО. То есть работникам – добровольцам ТрО работодатель, согласно ст. 119 КЗоТ должен не только сохранять место работы, должность, но и средний заработок. Соответственно, начислять его и выплачивать после удержания НДФЛ и военного сбора, начислить ЕСВ и отразить в объединенной отчетности.
Средний заработок работникам – добровольцам ТрО отражается в соответствующих приложениях объединенной отчетности аналогично тому, как отражался средний заработок мобилизованным работникам до 19.07.2022 г., о чем мы рассказали выше. Код КЗО «47» и «66» применим и к добровольцам ТрО, поскольку решения об утверждении отдельного кода так и не приняты.
Мобилизованным по договорам ГПХ (по-украински – ЦПХ)
В случае, если до 19 июля 2022 г. между предприятием (физическим лицом-предпринимателем) был заключен с физическим лицом договор ГПХ о предоставлении работ (услуг), а его затем мобилизовали, или даже после этой даты лицо, которое будет работать по договору ГПХ, станет добровольцем ТрО, сохранять за ним средний заработок не нужно, так как на лиц, с которыми заключен договор ГПХ, не распространяются нормы КЗоТа и выплаты по ч. 3 ст. 119 КЗоТа не предусмотрены, поскольку они не являются работниками по трудовому договору. Действие договора ГПХ прекращается в указанный срок. Соответственно, и отражать в объединенной отчетности среднего заработка не нужно.
Добровольная оплата среднего заработка мобилизованному
При принятии добровольного решения (зафиксированного в приказе) работодателем о дальнейшем (после 19 июля 2022 г.) начислении выплат мобилизованным работникам, в Приложении 1 объединенной отчетности такая выплата пока (до официального разъяснения, которого пока нет) отражается как обычная зарплата по КЗО «1» или «2» (если работник – лицо с инвалидностью) в графе 08 с указанием количества календарных дней пребывания в трудовых отношениях в графе 14.
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности указывается код «101».
Приложение 5 объединенной отчетности не заполняется и не представляется.
Отпуск без сохранения зарплаты
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного ч. 1 ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР (далее – Закон об отпусках).
Время пребывания в отпуске без сохранения зарплаты засчитывается в стаж работы, предоставляющий право на дни ежегодного основного отпуска (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках). Поэтому во время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы лицо считается работающим и находящимся в трудовых отношениях.
Отпуск без сохранения зарплаты в течение месяца
Отпуск работника без сохранения заработной платы, который длится целый месяц, отражают в Приложении 1 объединенной отчетности в том месяце квартала, в котором он предоставлен (длится) следующим образом:
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности отражать работника, который целый месяц находился в отпуске без сохранения зарплаты, не требуется, поскольку отсутствуют начисления дохода и удержание налогов и сборов. Основание – пп. «б» п. 176.2 НКУ.
В Приложении 5 объединенной отчетности информация об отпуске без сохранения зарплаты не отражается по причине: трудовые отношения между работодателем и работником в настоящее время не прекращаются.
В титульной части отчета в строке 061 следует поставить только отметку о представлении Приложения 1 с количеством листов.
Отпуск без сохранения зарплаты в части отработанного месяца
Допустим, если часть месяца работник работал, а на какую-то часть пришелся отпуск без сохранения заработной платы, то Приложение 1 объединенной отчетности будет заполняться следующим образом:
Здесь также срабатывает механизм проведения доплаты до минимального размера ЕСВ для работника по основному месту работы, если его доход за месяц меньше минимальной заработной платы (абз. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
Доплата отражается отдельной строкой с кодом 13 в графе 9 приложения 1 объединенной отчетности в графе 18 указывается сумма разницы между минимальной заработной платой и фактически начисленной зарплатой работнику, а в графе 20 указывается сумма ЕСВ начисленная на эту разницу.
В случае, если работник является совместителем на данном предприятии, то соответственно не нужно производить доначисление ЕСВ.
В Приложении 4ДФ объединенной отчетности по работникам будет отражена сумма фактически начисленной зарплаты и удержанных с нее НДФЛ и военного сбора.
В Приложении 5 объединенной отчетности информация не будет отображаться.
Штраф за несвоевременную уплату ЕСВ во время военного положения
Согласно п. 9-21 раздела VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, штрафные санкции, определенные ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ, не применяются. Не начисляется в этом периоде и пеня (п. 9-22 главы VIII Закона о ЕСВ), а начисленная – подлежит списанию.
Кроме того, начиная с 1 марта 2022 г. до прекращения или отмены военного положения в Украине и в течение двенадцати месяцев после прекращения или отмены военного положения (п. 9-19 раздела VIII Закона о ЕСВ), освобождаются от уплаты ЕСВ за себя:
В случае принятия указанными лицами решения о неуплате ЕСВ за себя, страховой стаж для назначения пенсии не будет начисляться. Поэтому указанные лица могут и далее платить ЕСВ за себя, и это не будет нарушением законодательства.
Соответственно, в приложении ЕСВ налоговой декларации не будет заполняться период, за который эти лица воспользовались предоставленной льготой, то есть не начисляли, не исчисляли и не платили ЕСВ. При этом норма ст. 38 КоАП относительно нарушений, совершенных в такие периоды, не применяется.
Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ и военного сбора во время военного положения
В начале войны Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об особенностях налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» от 03.03.2022 года № 2118-IX была дополнена ст. 69 НКУ пунктом 69.9 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения», который приостанавливал течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Такая приостановка должна была действовать до прекращения или отмены военного положения.
Также, п. 69.1 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ освобождал от ответственности за несвоевременное перечисление налогов/сборов и предоставление отчетности в случае отсутствия у налогоплательщика возможности выполнить свои налоговые обязанности.
Однако с 27.05.2022 г. Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения» от 12.05.2022 года №2260-IX внес изменения в указанные пункты.
Так, в п. 69.1 НКУ выделен частичный перечень плательщиков, которых не касается приостановка сроков по уплате налогов и сборов, и предоставлении отчетности. Чтобы избежать штрафов, нижеуказанным плательщикам нужно было подать объединенную отчетность и уплатить налоги в следующие сроки:
Порядок подтверждения возможности или невозможности исполнения налогоплательщиком обязанностей и перечень документов в подтверждение должен быть утвержден Минфином. Пока он еще не утвержден. Итак, каким образом придется подтверждать невозможность выполнения налоговых обязанностей, пока не понятно.
Такие налогоплательщики, как филиалы, представительства, обособленные или иные структурные подразделения, у которых возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, за период с 24 февраля 2022 года до дня возобновления возможности налогоплательщика, освобождаются от ответственности за несвоевременное исполнение обязанностей, при предоставлении отчетности, уплаты налогов и сборов, в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей у налогоплательщиков.
Плательщики, перешедшие на третью группу по ставке 2%, также освобождаются от ответственности за несвоевременное исполнение налоговых обязанностей. Условиями для освобождения от ответственности является исполнение ими налоговых обязанностей в течение 60 календарных дней со дня перехода на систему налогообложения, на которой такие налогоплательщики находились до избрания единого налога по ставке 2%.
То есть, например, если после прекращения военного положения плательщик возвратился в свою систему налогообложения, у него в запасе будет еще 60 календарных дней, чтобы уплатить налоги и предоставить объединенную отчетность.
Подытожим. Налогоплательщики, которые имели возможность выполнять свои налоговые обязанности (представлять отчетность и уплачивать налоги) за период с 24.02.2022 г. по 26.05.2022 г. включительно и не выполнили такие обязанности, должны были их выполнить включительно: 19.07.2022 г. (представить объединенную отчетность); 31.07.2022 г. (уплатить налоги).
Плательщики, не имеющие возможности выполнить свои налоговые обязанности во время военного положения, должны их выполнить в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения.
Как видим, с 1 августа 2022 г. некоторым плательщикам налогов поблажек больше не будет.
Штраф за непредставление объединенной отчетности
Согласно п. 119.1 НКУ на предприятие налагается штраф за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками в объединенной отчетности, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к изменению плательщика налога, в размере 1020 грн.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут наложение штрафа в размере 2040 грн.
Кроме того, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 163-4 КоАП, налагаемая на должностных лиц предприятия в размере от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн. до 51 грн).
Повторные действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн. до 85 грн.).
Ответственность за неуплату НДФЛ и военного сбора
За неначисление и/или неудержание, и/или неуплату (неперечисление), и/или начисление, уплату (перечисление) не в полном объеме НДФЛ и военного сбора, согласно п. 125-1.1 НКУ предусмотрено наложение штрафа на налогового агента 10% от суммы налога. Те же действия, совершенные умышленно, – 25% от суммы налога (п. 125-1.2 НКУ).
Деяния, предусмотренные п. 125-1.2 НКУ, влекут наложение штрафа: 50% суммы налога, если совершены повторно в течение 1095 календарных дней (п. 125-1.3 НКУ). 75% суммы налога, если совершены третий и более раз в течение 1095 календарных дней (п. 125-1.4 НКУ).
Налоговый агент освобождается от ответственности, если неначисление, неудержание и/или неперечисление НДФЛ самостоятельно выявляется при проведении перерасчета этого налога, предусмотренного п. 169.4 НКУ, и исправляется в последующих налоговых периодах в течение отчетного года. Воспользоваться такой возможностью во избежание штрафа за занижение военного сбора не удастся.
Кроме того, при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе, в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со ст. 50 НКУ (включая перид с 24.02.2022 г. до 24.07.2022 г.), будет начислена пеня после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (пп. 129.1.3 НКУ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная с 91 календарного дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, включая день погашения из расчета 100% годовой учетной ставки НБУ, действующей на каждый такой день (п. 129.4 НКУ).
При самостоятельном обнаружении ошибки, в пределах 90 календарных дней и своевременном исправлении (проведя доплату НДФЛ и военного сбора), начисления пени не будет.
Пеня не будет начислена и вне этого периода, если ошибку исправить путем перерасчета НДФЛ по п. 169.4 НКУ.