Пн - Пт 09:00-18:00
·
Пн - Пт 09:00-18:00
·
Опыт
> 18 лет
Оформлено
1000000 документов
Нам доверяют
> 500 клиентов
Консультация

Особенности составления отчетности и уплаты налогов в военное время

В результате военной агрессии РФ и боевых действий на территории Украины многие плательщики налогов не смогли вовремя подавать декларации и уплачивать налоги с 24 февраля 2022 года. Поэтому в НКУ были внесены изменения, которыми были урегулированы сроки и порядок восстановления представления отчетности и уплаты налогов во время войны.

ФЛП – плательщики единого налога первой и второй группы

Временно, с 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, ФЛП-«единщики» первой и второй группы имеют право не уплачивать единый налог. При этом декларация единого налога первой или второй группы не заполняется за период, по которому единый налог не уплачивался – так написано в пп. 9.1 п. 9 подраздела 8 раздела ХХ НКУ. Однако советуем уплатить единый налог первой или второй группы за январь, февраль и март 2022, если у ФЛП есть такая возможность.

Соответственно, за неуплату единого налога первой или второй группы за месяцы после 1 апреля 2022 года не будут применяться штрафы и начисляться пеня. Пока не понятно, как именно «не заполнять» годовую декларацию по единому налогу первой или второй группы, ведь за первый квартал 2022 года налог будет уплачен, и все равно годовую декларацию нужно будет подавать и указывать там уплаченные суммы единого налога.

И как быть, если ФЛП получал доходы после 1 апреля 2022 года, а единый налог за этот период не платил? Отражать эти доходы в декларации или нет? Надеемся, что до конца 2022 года мы еще получим разъяснения от налоговиков по этому вопросу.

Плательщики единого налога третьей группы – ФЛП и юрлица

«Единщики» третьей группы уплачивают единый налог в зависимости от наличия и размера дохода, который они получили за отчетный период. Нет дохода – нет и налога. Поэтому для плательщиков единого налога третьей группы не предусмотрено освобождение от уплаты единого налога. Плательщики ЕН третьей группы продолжают работать по старым правилам и платить единый налог по ставке 3% (при уплате НДС) или 5% (без уплаты НДС).

В течение действия военного положения налогоплательщики могут выбрать особую ставку единого налога третьей группы – 2%. Для перехода на ставку 2% нужно подать заявление об изменении ставки единого налога по форме заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 г. №308. При этом перейти на ставку ЕН 2% может любое предприятие: физлица и юрлица независимо от системы налогообложения, на которой они находились до перехода. Объем дохода плательщика единого налога при работе по особой ставке 2% не ограничивается.

ФЛП на общей системе

Правила налогообложения ФЛП на общей системе во время военных действий не изменились. В случае получения доходов они должны будут их задекларировать в годовой декларации об имущественном положении и доходах, начислить НДФЛ и военный сбор. Если ФЛП не работает, он не получает дохода и соответственно, у него не возникает обязанности платить НДФЛ и военный сбор.

Вообще, ФЛП на общей системе могут сейчас работать так, как и раньше, если имеют такую возможность. Если возможности нет, они могут не беспокоиться об уплате налогов и представлении деклараций, ведь у них вся отчетность – это годовая декларация об имущественном положении и доходах вместе с приложением по ЕСВ. Кстати, во время войны ЕСВ за ФЛП можно не платить.

Группа компаний “Параграф” предлагает профессиональные бухгалтерские услуги в Киеве. Благодаря надежному сопровождению бизнеса любого масштаба компания специализируется на ведении бухгалтерии, налоговом планировании и финансовом консультировании.

“Параграф” предоставляет также бухгалтерские услуги в Харькове обеспечивает поддержку предприятиям, помогая оптимизировать затраты и обеспечить соответствие законодательным требованиям. Благодаря многолетнему опыту и высококвалифицированным специалистам компания гарантирует точность, своевременность и безупречную поддержку в сфере бухгалтерского учета. “Параграф” является надежным партнером для ищущих безупречный бухгалтерский учет и стабильность в финансовых делах.

Освобождение от ЕСВ для всех ФЛП и самозанятых лиц

Все ФЛП – как «единщики», так и ФЛП на общей системе налогообложения, а также лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и члены фермерских хозяйств, освобождаются от уплаты ЕСВ за себя с 1 марта 2022 года до прекращения или отмены военного положения в Украине и в течение двенадцати месяцев после прекращения или отмены военного положения.

В соответствии с пп. 9-19 раздела VIII Закона о ЕСВ плательщики, которые воспользуются этой льготой, расчет ЕСВ в составе налоговой декларации не заполняют за тот период, в котором ЕСВ не начислялся, не исчислялся и не уплачивался. То есть в расчете ЕСВ за 2022 год нужно будет заполнить только строчки для января и февраля, в которых нужно было платить ЕСВ. Остальные строки – с марта до конца 2022 года – будут незаполненными. Однако и страхового стажа при этом не будет. Вместе с этим ФЛП независимо от системы налогообложения, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и члены фермерского хозяйства могут добровольно платить ЕСВ за себя и указывать суммы такого ЕСВ в декларации с целью получения страхового стажа.

Законом №540 от 30.03.2020 и Законом №591 от 13.05.2020 установлено, что за несвоевременную уплату ЕСВ штрафы и пеня не применяются до последнего дня действия месяца карантина включительно. Карантин действует до 31 декабря 2022 года согласно Постановлению Кабмина №1236 от 09.12.2020, пункт 1. Согласно этой дате не будет финансовых штрафов и пени.

Также Законом № 2120 от 15.03.2022 года предусмотрено, что на время военного положения штрафов за неуплату ЕСВ как финансовых, так и административных не будет. Согласно п. 9-21 разд. VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, штрафные санкции, определенные частью одиннадцатой ст. 25 Закона о ЕСВ, не применяются.

Кроме того, согласно п. 9-22 разд. VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, плательщикам ЕСВ не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.

Общие правила администрирования налогов на время военного положения

Начиная с 27 мая 2022 г. и на период действия военного положения действуют особые правила администрирования налогов, в том числе, установление штрафов, предусмотренных пунктом 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ.

Сроки выполнения налоговых обязательств во время войны (в том числе, представление деклараций, уплаты налогов) зависят от того, есть ли у плательщика возможность своевременно выполнить свой налоговый долг.

С 27 мая 2022 года перестали действовать карантинные освобождения от ответственности за нарушение норм НКУ. В п. 69.2 подраздела 10 раздела ХХ НКУ содержится норма о том, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно НКУ и законам, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы, с учетом обстоятельств, предусмотренных пп. 112.8.9 НКУ, освобождающих от финансовой ответственности.

При этом требования законодательства по мораторию (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабмином на всей территории Украины с целью предотвращения распространения COVID-19, не применяются.

Это означает, что в случае проведения проверки налоговики будут применять штрафные санкции за нарушение норм НКУ, кроме случаев, когда такие нарушения произошли в результате форс-мажора. Итак, пока есть такие варианты в зависимости от того, есть ли у плательщика возможность выполнять свои налоговые обязанности – см. таблицу.

Администрирование налогов в период действия военного положения

Есть ли возможность выполнять налоговые обязанности Период, в котором наступил срок выполнения долга (представление деклараций, уплаты налогов и т.п.) Налоговый долг Срок выполнения долга без штрафов
Есть возможность С 24 февраля 2022 по 26 мая 2022 Зарегистрировать налоговые накладные по операциям о поставке товаров/услуг, осуществленных в течение февраля – мая 2022 года 15 июля 2022
Подать налоговые декларации за периоды 1 квартал 2022, апрель 2022 года и раньше 20 июля 2022
Оплатить ЕН за периоды 1 квартал 2022 и раньше 31 июля 2022 31 июля 2022
С 27 мая 2022 года и дальше Регистрировать налоговые накладные, подавать декларации и платить налоги В общие сроки, установленные НКУ
Восстановилась возможность после 24 февраля 2022 С 24 февраля 2022 года до дня восстановления возможности Регистрировать налоговые накладные, подавать декларации и платить налоги за все периоды с 24 февраля 2022 года В течение 60 к.д. с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможности
Нет возможности С 24 февраля 2022 до прекращения или отмены военного положения Регистрировать налоговые накладные, подавать декларации и платить налоги за все периоды с 24 февраля 2022 года В течение шести месяцев после прекращения или отмены военного состояния

В течение шести месяцев после прекращение или отмены военного состояния ФЛП, непосредственно участвующие в военных действиях, освобождаются от штрафов, если они подадут декларации и уплатят налоги в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей (пункт 69.3 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ).

Налоговики в этой публикации отмечают, что «налогоплательщики – физические лица не будут привлекаться к ответственности, предусмотренной НКУ за несвоевременное исполнение своих налоговых обязанностей в части соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, представление отчетности и т.п., только в случае подтверждения ими невозможности выполнения таких налоговых обязанностей».

ГНСУ сообщает, что приказом Минфина от 29.07.2022 г. №225 утвержден Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в пп. 69.1 п. 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ (далее – Порядок), зарегистрированный в Министерстве Украины 25 августа 2022 года под №967/38303. Данный приказ вступает в силу со дня официального опубликования. Приказ опубликован 6 сентября 2022 года.

Данный Порядок определяет процедуру подтверждения налогоплательщиками возможности или невозможности до прекращения или отмены военного положения на территории Украины своевременного выполнения налоговой обязанности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности, в т. ч. отчетности, предусмотренной п. 46.2 НКУ, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т.п.

Отдельными приложениями к Порядку предусмотрены:

  • перечень документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика – юридического лица, в частности, относительно своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, своевременно выполнить свой налоговый долг, в том числе, обязанность налогового агента;
  • перечень документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика – физического лица, в том числе, самозанятого лица, своевременно выполнить свой налоговый долг, в том числе, обязанность налогового агента;
  • решение/предварительное решение о возможности или невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности.

Заявление и подтверждающие документы плательщикам следует подать до 30 сентября 2022 года.

Контролирующий орган рассматривает поданное заявление и документы в течение 20 календарных дней со дня их получения и принимает соответствующее решение. Если подтверждающих документов недостаточно – контролирующий орган направляет плательщику предварительное решение с предложением предоставить в течение 10 календарных дней конкретные дополнительные документы в подтверждение указанных в заявлении оснований.

Решение/предыдущее решение направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 НКУ.

Если плательщик не подаст такое заявление до 30 сентября, то по умолчанию это будет означать, что он имел возможность выполнять свои налоговые обязанности с 24 февраля 2022 года по настоящее время, а следовательно, он должен был выполнить свои налоговые обязанности в соответствующие сроки в июле 2022 года (см. таблицу выше).

Похожие сообщения